По данным ВОЗ, от так называемого пассивного курения гибнет 600 тысяч европейцев.
С врачами трудно спорить, но вот психологи и психиатры утверждают, что любую зависимость нужно лечить изнутри, никакие цепи, штрафы и запреты не перестроят мотивацию поступка, толкающего человека к табаку, алкоголю или наркотикам. И потом не сегодня придумано: запретный плод сладок. Нет ничего притягательней тайной затяжки в рукав под носом у того, кто будет контролировать выполнение запретного решения. Опять же как быть с демократией, которая предполагает и соблюдение прав меньшинства? О запретах и их последствиях рассуждает директор Независимого института социальной политики Татьяна Малева:
- Я сама курю, поэтому не могу быть до конца объективной, как положено ученому, комментируя эту новость. Мы в Институте занимались вопросом демографии смертности. Поэтому приходится признать: никотин влияет и на состояние здоровья, и на смертность. Но вместе с тем мы не можем утверждать, что во всем виновато исключительно курение. Действуют совокупные факторы. Ухудшение здоровья населения происходит прежде всего на фоне ухудшения экологической среды. Та атмосфера, которая сложилась в таком мегаполисе, как Москва, то, чем мы дышим в центре города или стоя в пробках, гораздо опаснее, чем дым от сигареты, который вдыхают пассивные курильщики, находясь рядом с курящим.
Что такое демократия? Это права большинства, которые не нарушают прав меньшинства. В западных демократиях это правило в отношении курящих до сих пор строго соблюдалось. В любом общественном месте есть закутки, где курение возможно. В крупнейших международных аэропортах легко найти хоть какую-нибудь комнатку, где можно достать сигареты.
Тотальный запрет курения в общественных местах, например в России, обернется учащением пожаров. В морозную зиму курить все равно будут, но не в оборудованном пепельницами помещении и не на улице (холодно), а втихаря сбрасывая пепел в бумажный стаканчик или кулек, который потом легко загорится.
Первого сентября запрет распространился на такую весьма курящую страну, как Греция. Но греки ведь известные сибариты, лишить их хорошего вина и сигареты невозможно. Греция, можно сказать, живет на улице, поэтому запрет на курение в общественных местах - это полный абсурд для этой страны. До октября никто и не заходит в эти самые общественные места, предпочитая сидеть на открытых террасах. То же самое в Париже или Лондоне.
У нас любят приводить в пример запреты на курение, которые есть в США. Так вот, я вам скажу, любой человек, который был в Нью-Йорке, подтвердит: улицы этого города равномерно закиданы окурками. Недавно я отдыхала на приморском американском курорте. Этот городок считается полностью свободным от курения. Там действительно полностью запрещено курение внутри отелей. Но такого количества окурков, как на пляже и вокруг этих самых отелей, я никогда в своей жизни не видела.
Самый эффективный способ борьбы с курением - не допустить моды на это дело, особенно среди молодежи. Я хорошо помню, как мы все одновременно целым курсом закурили в 18 лет на "картошке". Все 250 человек разом. Но это социальная норма для такого возраста. Другой вопрос, что кому-то повезло, и он потом бросил. К счастью, сейчас эта мода на сигарету в руке заканчивается. Перелом произошел. Та тотальная притягательность курения, которая была еще лет тридцать назад, ослабла. Я сужу по молодежи, которая работает у меня в Институте. У нас очень много молодых сотрудников и никто практически не курит. На основании этого я делаю вывод, что социальная норма курить, мода на курение проходит. То есть шанс перейти на гораздо более умеренное потребление никотина без силовых методов есть. А вот силовые решения, как правило, встречают сопротивление.